//
 
Суббота
21.12.2024
14:51
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ "Эколого-биологический лицей №35" г. Майкоп
Главная Регистрация Вход
Галкина Любовь Александровна »
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылка на информационные материалы гражданской обороны веб-сайт http://maykop_04.10.tilda.ws/
Федеральный центр тестирования: +7 (800) 555-19-81 +7 (499) 110-62-80
Горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия Рособрнадзора: +7 (495) 104-68-38
Горячая линия по итоговому сочинению (изложению): 8 (8772) 57-19-10
Горячая линия по итоговому собеседованию по русскому языку: 8 (8772) 57-19-10
Ссылка на официальный сайт ФГБНУ «ФИПИ»: https://fipi.ru/ Ссылка на официальный сайт ФГБУ «ФЦТ» : https://www.rustest.ru/ Навигатор ГИА официального сайта РОСОБРНАДЗОРА : https://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/
Муниципальный координатор: Черников О.А.- 8-(8772)52-27-65;
Школьный координатор : Хуако Ирина Муратовна -8-(8772) 52-35-88;
Ссылки на разделы «ГИА» и Навигатор ГИА» официального сайта Рособрнадзора https://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/ https://obrnadzor.gov.ru/gia/
Телефон «горячей» линии Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ: +7 (495) 984-89-19.
Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38
Ссылки на официальные сайты:
- ФГБНУ «ФИПИ» - https://fipi.ru/ - ФГБУ «ФЦТ» - http://rustest.ru/






4 декабря итоговое сочинение (изложение) для выпускников 11 классов * * * * * * * * * Завершается приём заявлений для участия в ЕГЭ-2025 г. с 1 февраля* * * * * * *Eдиный общероссийский детский телефон доверия: 8800 2000 122. * * * * * * * * * * * Официальный сайт администрации МО "Город Майкоп" http://maikop.ru/obrazovanie/ ****
Меню сайта

Наш опрос
Как Вы оцениваете степень учебной нагрузки в лицее?
Всего ответов: 44

Как Вы оцениваете степень учебной нагрузки в лицее?
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Обобщение педагогического опыта работы учителя информатики

 

 

 

Галкиной Любови Александровны

по теме:

 

«Применение обучающих интерактивных технологий на уроках информатики,  как способ повышения качества знаний у обучающихся»

 

 

Образование – это индустрия,

направленная в будущее.

     С. П. Капица

Интерактивное обучение – это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

   Основные цели интерактивного обучения:

  • стимулирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • воспитание аналитического и критического мышления;
  • формирование коммуникативных навыков
  • саморазвитие учащихся.

Современный урок в рамках ФГОС это урок  на котором необходимо использовать современные технологии, различные методы и формы работы.

Условия возникновения и становления данного опыта

В феврале 2011 года Президент РФ утвердил Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, одной из целью которой является обеспечение инновационного характера базового образования.

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. Исходя из этого, осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной темы применяю многочисленные инновационные технологии, наиболее адекватные из которых метод проектов, технология работы в группах, индивидуальное и дифференцированное обучение, личностно ориентированное обучение, разноуровневое обучение, здоровьесберегающая технология.

Применение этих технологий немыслимо без применения новых информационных интерактивных технологий, которые помогают раскрывать педагогические и дидактические функции этих методов.

Основная задача обучения информатике – обеспечить  прочное и сознательное овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни и трудовой деятельности, достаточными для изучения смежных дисциплин.

Информатика важна для повседневной практической деятельности человека. В современных условиях информатика является языком науки и техники. С её помощью моделируются, изучаются и прогнозируются многие явления и процессы, происходящие в природе и обществе. Информатика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремлённость, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения. Важнейшей задачей информатика является развитие логического мышления.

  • знаний требует от обучающихся максимальной отдачи интеллектуальных сил, постоянной мобилизации воли и внимания.

Особое значение приобретает учебная деятельность, обеспечивающая не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы решения той или иной проблемы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением.

Учебная деятельность, направленная на усвоение знаний обучающихся - важнейший источник формирования личности подростка.

Поэтому целями моей педагогической деятельности являются:

  1. Совершенствование преподавания информатики и автоматизации производства на основе внедрения инновационных образовательных технологий, творческого применения идей педагогического сотрудничества и передового опыта обучения.
  2. Создание условий для развития индивидуальных способностей каждого учащегося на основе личностно - ориентированного подхода к обучению.
  3. Формирование потребностей к саморазвитию и самообучению через активные формы и методы преподавания.

Мой педагогический опыт применения ИКТ на уроках  информатики помогает учащимся самореализоваться в стенах лицея и понять свою значимость. Начало возникновения опыта относится к середине 2013 года, а становление продолжается и сегодня, в процессе работы в МБОУ «Лицей №35».

Лицей обеспечивает образовательный процесс высокопрофессиональными педагогическими кадрами, новейшими технологиями, включая ИКТ. Создаются условия для реализации принципов активного изучения базовых предметов и предметов дополнительного образования.

Условия реализации опыта:

Учащиеся обучаются – на базовом уровне.

Педагог:

Образование

  1. высшее: Донской  государственный технологический университет, по специальности "информационные технологии и системы" и присвоена квалификация инженер.
  2. первая квалификационная категория;
  3. учитель информатики.

 

 

Актуальность и перспективность опыта:

Колоссальный объем информации и новых знаний по изучаемым предметам и невозможность освоить их, привели к противоречиям между учащимися и традиционными приемами и методами обучения:

  1. загруженность ученика и учителя и отсутствие дополнительных учебных ресурсов, в том числе, ресурса времени;
  2. наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы, и падение мотивации учащегося к обучению;
  3. требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
  4. желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
  5. получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.

Разрешая одни противоречия, информационная среда вносит новые противоречия между всеми участниками образовательного процесса: компьютер – учитель - ученик.

Ученик имеет неограниченный доступ к информации и применяет ресурсы Сети для «скачивания» готовых решений и предложенных заданий. Учитель не в состоянии контролировать или идентифицировать предложенный вариант решения. Чаще всего, ученик нерационально тратит свободное время, используя компьютер как игрушку. Так возникают противоречия между учеником и компьютером, а также между учителем и учеником. Ученики проводят за компьютером гораздо больше времени, чем их учителя. Отсюда, противоречие между потребностями ученика и ИКТ - компетентностью учителя.

Мой педагогический опыт «Применение обучающих интерактивных технологий на уроках информатики,  как способ повышения качества знаний у обучающихся» актуален сегодня. Он позволяет найти возможные пути решения возникших противоречий.

Перспективность опыта заключается в реализации следующих задач:

  1. знакомство учащихся с достижениями в области информатизации общества и формирование современного научного мировоззрения;
  2. выявление взаимосвязи предметных дисциплин и изучение соответствующих проблемных вопросов с помощью ИКТ;
  3. повышение интереса к овладению знаниями;
  4. организация и стимулирование самостоятельной работы учащихся, активный поиск рациональных путей решения проблемных ситуаций;
  5. формирование новой информационной культуры школьника и его поведения в обществе ХХI века;
  6. формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности.

Использование программных продуктов на уроках позволяет максимально точно изучить процессы и явления, происходящие в реальном мире. Это дополнительно активизирует познавательную деятельность и способствует повышению мотивации учащихся к получению новых знаний.

Педагогическая идея

Использование интерактивных технологий на уроках в лицее за последнее десятилетие получило широкое распространение, что связано с глобальной информатизацией общества и появлением Интернета. Новые учебные технологии предоставляют огромные возможности организации учебного процесса. Это шанс для учителя повысить мотивацию учащихся к приобретению знаний через организацию учебной и внеурочной деятельности учащихся.

Цель педагогического опыта: создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Новизна опыта состоит в реализации следующей методики для активизации познавательной деятельности учащихся:

1.      поиск, регистрация и накопление информации о затруднениях, которые возникают у учащихся в решении различных задач по предметам;

2.      поиск и разработка моделирующих программ для имитации типичных проблемных ситуаций;

3.      использование этих программ в модельных экспериментах;

4.      выбор оптимального решения по результатам экспериментов;

5.      отображение существенных связей и факторов между явлениями;

6.      приобретение знаний и опыта в конкретной предметной области при организации исследовательской работы.

Новизна опыта заключается в поиске проблемных моментов на «стыке» изучаемых предметов и организации интерактивного диалога на информатике при решении проблемы.

Новизна опыта состоит в высвобождении ресурса времени учителя и ученика при изучении смежных тем на уроках «Компьютер и домашнее задание» и автоматизации процессов контроля.

Учитель в тесном сотрудничестве с учеником и компьютером сможет разрешить многие проблемы и противоречия обучения, связанные с потребностью воспринимать, перерабатывать, использовать научные данные и быстро развивающие новые знания.

Теоретическая база

 

Интерактивные методы

Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Организация интерактивного обучения способствует моделированию жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Понятно, что структура интерактивного урока будет отличаться от структуры обычного урока, это также требует профессионализма и опыта учителя.

Интерактивные технологии обучения – это такая организация процесса обучения, в котором ученику невозможно не принимать участие – в  коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процесса учебного познания.

При коллективном способе обучения достигается общая деятельность ради достижения общих целей. У детей появляется уверенность в себе, они гордятся учебными успехами друг друга.

Интерактивные методы обучения скомпоновали ряд интересных, прежде чужих школьникам правил. Например, каждая мысль важная; не бойся высказаться; мы все – партнеры; обсуждаем сказанное, а не человека; обдумал, сформулировал, высказал; говори четко, ясно, красиво; приводи только обоснованные доказательства; умей согласиться и не согласиться; важная каждая роль.

В работе должны быть задействованные в той или другой мере все ученики. В самом деле, сильные ученики, а также личности с высоким уровнем контактности будут проявлять высшую активность, чем замкнутые и слабые. Тем не менее, нужно постоянно создавать ситуации успеха. Нужно постоянно контролировать процесс, достижение поставленных целей, в случае неудачи просматривать стратегию и тактику работы, искать и исправлять недостатки. К средствам, которые владеют высоким развивающим потенциалом, я отношу проблемные ситуации, задачи с жизненно практическим материалом, эксперименты, дидактические (ролевые игры), активные и интерактивные технологии.

Интерактивные методы включают большое количество новейших идей в проведении занятий. Эти занятия могут включать в себя несколько личностно-ориентированных подходов для фронтального и группового воплощения.

Интерактивные уроки отличаются тем, что во время их проведения объединяются два типа уроков: обобщение и систематизация, контроль и корректирования знаний и умений учеников. Объединение таких двух типов уроков усиливает их учебную функцию, оказывает содействие освоению учениками всех уровней познания (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка), развития культуры речи, инициативы и уверенности учеников в себе и в своих знаниях.

Проведение таких уроков – это средство для создания той атмосферы в классе, которая лучше всего оказывает содействие сотрудничеству, согласию и доброжелательности, разрешает действительно реализовать личностно-ориентированное обучение.

Начинать подготовку урока нужно из объявления темы, сообщение цели; нужно акцентировать на проблемах, которые будут решаться на уроке; объяснить содержание деятельности учеников, чего от них ожидает учитель; выяснить их ожидания, а также продумать систему мотивации.

Опыт удостоверяет, что использование интерактивных технологий обучения предоставляет возможности для поиска новых форм и методов работы, для изменения себя, для обучения вместе с учениками.

Лично для меня результатом такого урока являются роста интереса учеников, интерес их; ощущение изменения отношения учеников к учителю, изменения атмосферы в классе.

И это служит дополнительным стимулом к работе за интерактивными технологиями.

Мой опыт работы по внедрению интерактивных технологий обучения показывает, что каждый из методов работы имеет свои преимущества.

На уроках информатики я использую такие интерактивные методы:

  • Работа в парах

Парная и групповая работа организовывается как на уроках усвоения, так и на уроках применения знаний, умений и навыков. Это может происходить сразу же после изложения учителем нового материала, в начале нового урока вместо опроса, на специальном уроке, посвященному применению знаний, умений и привычек, или быть частью обобщающего урока.

Использование такого вида сотрудничества оказывает содействие потому, что ученики не могут уклониться от выполнения задачи, которые при других условиях нуждаются в большой затрате времени.

Организация работы:

1. Предлагаю ученикам задачи, задаю вопрос для небольшой дискуссии или анализа ситуации. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в задаче, даю им 1-2 минуты для продумывания возможных ответов или решений индивидуально.

2. Объединяю учеников в пары, определяю, кто из них будет высказываться первым, и даю задачу обсудить свои идеи друг с другом. Они должны достигнуть согласия относительно ответа или решение.

3. По окончании времени на обсуждение каждая пара представляет результаты работы, обмениваются своими идеями и аргументами со всем классом. При необходимости это может быть началом дискуссии или другой познавательной деятельности.

Работа в парах – это устное, письменное или практическое выполнения учебных задач двумя учениками в условиях синхронной работы всех пар.

  • Работа в малых группах

Работа в группах – это общая деятельность для достижения общих целей. При такой деятельности ученики стремятся получить результат, который будет наилучшим для каждого и для всех членов группы.

Работу в малых группах использую для решения сложных проблем, которые нуждаются в коллективном уме.

Работа в группах предусматривает распределение класса на микроколлективы из 3-5 учеников. Во время выполнения задач выделяется лидер, который берет на себя интеллектуальное руководство группой. Групповые формы работы оказывают содействие формированию в ученике демократического самоосознания и чувство собственного достоинства. Он ощущает себя свободной действующей личностью, которая имеет право на выбор и инициативу, а вместе с тем готовая толерантно относиться к своему окружению, согласовывать свои действия с действиями и интересами других членов группы.

Такая организация направлена на то, чтобы не давать готовых ответов, а нацеливать учеников на творческий поиск, на формирование собственной мысли.

Обучение в группах – это создание разных групп, где ученики помогают друг другу и учат друг друга. Это умение эффективно работать в команде помогает им в дальнейшей жизни.

Организация работы:

1. Объединяю учеников в группы (по 3-5 человек).

2. Предлагаю всем сесть по группам. Ученики должны сидеть по кругу – «плечо-в плечо», один напротив другого и должны хорошо видеть друг друга.

3. Ставлю каждой группе конкретную задачу и даю четкую инструкцию относительно организации групповой работы.

  • «Микрофон»

Такой вид деятельности предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, поочередно, отвечая на вопрос или высказывая свою мысль или позицию.

Организация работы:

1. Задаю вопрос классу.

2. Предлагаю ученикам какой-либо предмет (ручку, карандаш и т.п.), который будет выполнять роль мысленного микрофона. Ученики будут передавать его по порядку, поочередно беря слово.

3. Слово предоставляю только тому, кто получает «мысленный» микрофон. Когда кто-то высказывается, другие не имеют права перебивать, что-то говорить, выкрикивать из места.

4. Предлагаю ученикам говорить лаконично и быстро (не больше, чем 0,5 - 1 минуту).

  • «Незаконченные предложения»

Этот прием дает возможность глубже работать над формой высказывания собственных идей, сравнивать их с другими. Работа по такой методике дает присутствующим возможность одолевать стереотипы, свободнее высказываться относительно предложенных тем, отрабатывать умение говорить коротко, но по сути и убедительно.

Определив тему, по которой ученики будут высказываться, я формулирую незаконченное предложение и предлагаю ученикам высказываясь закончить его. Каждый следующий участник обсуждения должен начинать свое выступление из предложенной формулы. Ученики работают с открытыми предложениями.

  • «Ажурная пила»

Такой вид деятельности на уроке дает возможность работать вместе для усвоения большого количества информации за короткий промежуток времени. Эффективная и может заменить лекции в тех случаях, когда начальная информация должна быть донесена к ученикам перед проведением основного урока, делает авансы учеников помогать друг другу учить, уча.

Организация работы:

1. Чтобы подготовить учеников к уроку с большим объемом информации, подбираю материал, необходимый для урока, и готовлю индивидуальный информационный пакет для каждого ученика.

2. Заранее готовлю таблички с цветными пометками, чтобы ученики смогли определить задача для их группы. Каждый ученик будет входить в две группы – основную и экспертную. Сначала ученики объединяются в основные группы, а потом создаются экспертные группы, используя цветные пометки.

3. Разделяю учеников по основным группам. Даю основным группам порцию информации для усвоения, каждой группе - свою. Задача основных групп – обработать  предоставленную информацию и овладеть ею, для обмена этой информацией с другими.

4. После завершения работы основных групп ученики расходятся в группы, где они станут экспертами из отдельной темы.

5. Каждая экспертная группа выслушивает всех представителей основных групп и анализирует материал в целом, проводит экспертную оценку за определенное время.

6. После завершения работы ученикам предлагаю возвратиться в  основную группу. Каждый ученик делится информацией, полученной в экспертной группе с членами своей основной группы. В основных группах должны быть по одному человеку из экспертных групп.

  • «Мозговой штурм»

Это метод решения проблемы, когда все участники думают над одной проблемой и «идут на нее в атаку». Мозговой штурм применяю, когда нужно иметь несколько вариантов решения конкретной проблемы. Мозговой штурм побуждает учеников проявлять воображение и творчество, дает возможность им свободно высказывать свои мысли. Цель «мозгового штурма» в том, чтобы собрать как можно больше идей относительно проблемы от всех учеников на протяжении ограниченного периода времени.

После презентации проблемы и четкого формулирования проблемного вопроса (его лучше записать на доске) предлагаю всем высказать идеи, комментарии, привести фразы или слова, связанные с этой проблемой. Все предложения записываю на доске или на большом листе бумаги в порядке их возглашения без замечаний, комментариев или вопросов.

При этом придерживаюсь следующих действий:

1. Во время выдвижения идей не пропускаю ни одной. Если судить об идеях и оценивать их во время высказывания, ученики сосредоточат больше внимания на отстаивании своих идей, чем попытках предложить новые и более совершенные.

2. Делаю авансы всех к выдвижению по возможности большего количества идей. При этом поддерживаю и фиксирую даже фантастические идеи.

3. Побуждаю всех учеников развивать или изменять идеи других. Объединение или изменение выдвинутых прежде идей часто ведет к выдвижению новых, что превосходят первичные.

5. На окончание обсуждаем с учениками и оцениваю предложенные идеи. Для обеспечения быстрого и эффективного включения учеников в интерактивную деятельность желательно давать им памятки, которые содержат описание алгоритма деятельности (последовательный перечень действий, которые они должны осуществлять в той или другой учебной ситуации). Такие памятки можно предложить в виде роздаткового материала, плакатов или любой наглядности, используемой с помощью технических средств обучения.