//
 
Суббота
04.05.2024
21:05
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБОУ "Эколого-биологический лицей №35" г. Майкоп
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Ссылка на информационные материалы гражданской обороны веб-сайт http://maykop_04.10.tilda.ws/
Федеральный центр тестирования: +7 (800) 555-19-81 +7 (499) 110-62-80
Горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ +7 (495) 984-89-19
Телефон доверия Рособрнадзора: +7 (495) 104-68-38
Горячая линия по итоговому сочинению (изложению): 8 (8772) 57-19-10
Горячая линия по итоговому собеседованию по русскому языку: 8 (8772) 57-19-10
Ссылка на официальный сайт ФГБНУ «ФИПИ»: https://fipi.ru/ Ссылка на официальный сайт ФГБУ «ФЦТ» : https://www.rustest.ru/ Навигатор ГИА официального сайта РОСОБРНАДЗОРА : https://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/
Муниципальный координатор: Черников О.А.- 8-(8772)52-27-65;
Школьный координатор : Хуако Ирина Муратовна -8-(8772) 52-35-88;
Ссылки на разделы «ГИА» и Навигатор ГИА» официального сайта Рособрнадзора https://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/ https://obrnadzor.gov.ru/gia/
Телефон «горячей» линии Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ: +7 (495) 984-89-19.
Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38
Ссылки на официальные сайты:
- ФГБНУ «ФИПИ» - https://fipi.ru/ - ФГБУ «ФЦТ» - http://rustest.ru/






Меню сайта

Категории раздела
Методическая копилка [15]
Наши достижения [0]
Все достижения лицея

Наш опрос
Нравится ли Вам сайт Лицея?
Всего ответов: 879

Как Вы оцениваете степень учебной нагрузки в лицее?
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Методическая разработка урока. Тема урока: «Сущность, особенности индивидуального и общественного сознания».

Методическая разработка урока.
Тема урока: «Сущность, особенности индивидуального и общественного сознания».

Цели: 
образовательная 
создать условия для изучения терминов «общественное сознание», «индивидуальное сознание»;
развивающая
 способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
 воспитательная
 способствовать выработке гражданской позиции учащихся. 

Тип урока: 
урок – изучения нового материала.

Ход урока: 
⦁    Организационный момент.
Эмоциональный настрой.  (Звучит весенняя музыка леса.) 
На экране слайд №3 с изображением пейзажа леса.
 


Учитель:
Закройте глаза и представьте, что вы оказались в весеннем лесу.
Поздоровайтесь с природой. Послушаем, как весело, задорно щебечут птицы. Вдохнём всей грудью приятный, бодрящий, свежий, весенний воздух. Почувствуем аромат первых весенних цветов. Выдохнем вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, волнение, настроимся на позитив, откроем глаза, улыбнёмся друг другу и начнём работу.

II. Актуализация знаний: про знания
Слайд № 4.
  
Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую». Как вы понимаете эту мысль? 
Дискуссия.
 Мы продолжаем изучать тему: «Знание и сознание» и  попробуем сейчас оформить с помощью метода кластера те знания, которые получили на прошлом уроке.
Вспомним, что такое кластер и как он оформляется.
Учащийся.
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров позволяет охватывать большое количество информации. 


Мозговой штурм.
Оформим полученные знания в виде кластера, ответив на следующие вопросы:
1. Какие науки занимаются изучением сознания?
2. Кто первым поставил вопрос о сознании как о субстанции?
3. Какие мы можем назвать концепции по понятию «сознание»?
4. Какими свойствами обладает сознание?
5. Что является предметом сознания?
6.Что такое самосознание?
7. Что противопоставляется сознательному?
8. Назовите компоненты сознания?
9. Какова связь между сознанием и знанием?
10.Есть ли сознание у животных?
    Психология, философия    

                                                                                                             Самосознание
Бессознательное

                                                                                                     Предмет сознания:
 Концепции сознания:                          
                                                                                      Внешний мир
Богословы        идеалисты
                                                                              Субъект, как носитель сознания
          материалисты 

                    свойства сознания:                                                           компоненты:

активность    избирательность          субъектность
                                                                                    воля         потребность
творческое начало                                                                         память

Учащиеся оформляют кластер в рабочих тетрадях.

III. Изучение нового материала:

Одной из точек зрения на сущность сознания является понимание его, как совокупности идей. 
Как вы думаете, что значит совокупность? 
Чьи идеи могут объединяться в совокупность?
Учащийся: «идеи могут быть как индивидуальные, так и коллективные».
Учитель: 
Г. Гегель и К. Маркс выделяли общественное и классовое сознания.
Тема урока звучит следующим образом: «Сущность, особенности индивидуального и общественного сознания». 
Слайд № 1
Попробуем сформулировать цель урока. 
Учащийся: «Изучить понятия и сущность индивидуального и общественного сознания».
Слайд № 5
Учитель: 
для реализации данной цели поставим следующие задачи: 
1) изучить содержание текста параграфа
2) провести анализ прочитанного текста
3) сделать соответствующие выводы, приводя примеры из жизни и истории.
Все теоретические материалы, примеры, которые мы будем приводить вы можете использовать при написании эссе в задании С9  ЕГЭ.
Для изучения новой темы вы будете работать в группах с текстом учебника §26  (2 творческие группы). Первая группа работает с понятием «индивидуальное сознание», стр. 271-274, вторая группа работает с понятием «общественное сознание», стр. 271-274. Работая с текстом, вы используете метод критического чтения текста, который называется «INSERT». 
Слайд № 6
  

На работу с текстом отводится 10 минут, после чего спикер группы представляет свою работу с соответствующей маркировкой.
Слайд № 7
Учащиеся заканчивают оформлять таблицу, начатую на предыдущем уроке.
Слайд № 8
                                                         Виды и формы сознания.
Форма сознания     Сущность и основные черты 
Теоретический уровень общественного сознания     Основные структурные элементы: общественная психология и идеология. 
Общественная психология - совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций данного общества в целом и для каждой из социальных групп Она формируется стихийно, непосредственно под воздействием жизненных обстоятельств Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Идеология всегда носит общественный характер. 
Обыденное сознание     Это сознание, непосредственно вплетенное в повседневную практическую жизнь людей 
Массовое сознание     Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность индивидов - участников политических движений, аудитории СМИ, потребителей тех или иных социально «окрашенных» товаров и услуг, болельщиков спортивных команд и др. 
 
Индивидуальное сознание     В его состав входят личные идеи и ценности. Оно находится во взаимозависимости с общественным сознанием, но вбирает далеко не все элементы общественного сознания. 
Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, но люди по-разному воспринимают существующие в общественном сознании элементы. 
Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна 
Общественное сознание     Оно формируется в результате духовной жизни общества. Общественное сознание включает в себя нравы, традиции, психический склад народов.
 Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью. 
Оно существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества (прогрессивное и тормозящее воздействие) 

Первичное осмысление и закрепление
Для того, чтобы закрепить изученный материал, группам будут даны биографии исторических персоналий. Задача групп проанализировать биографии и ответить на вопрос: «Как данные личности, опережающие время внесли свой вклад в развитие общественного сознания?».
Слайд № 9
Жанна д’Арк, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Андрей Дмитриевич Сахаров. (Учащимся раздаются краткие сведения о жизни данных личностей).
 
Обсуждение и выступление представителей групп.


IV. Рефлексия.
Попробуем оценить работу нашего сознания и того объёма знаний, которые получили на уроке, для этого активизируем работу нашего мозга, используя одну из методик йоги. 
Слайд № 10
Упражнение «дыхание йогов».Звучит музыка под которую делаются упражнения.
⦁    Нужно сесть, расслабиться и выпрямить спину. Потом положить указательный и средний пальцы правой руки на переносицу.
⦁    Безымянным пальцем слегка закрыть левый носовой ход и медленно вдохнуть на 8 счетов через правую ноздрю. Теперь задержите дыхание на 4 счета, а затем, слегка надавив большим пальцем, закройте правый носовой ход и сделайте выдох на 8 счетов через левую ноздрю. Задержите дыхание на 4 счета, затем снова сделайте вдох на 8 счетов, но на этот раз через левую ноздрю. Напомним, что дыхательные упражнения взбодрят мозг.

Вспомните цель урока.
- Сумели ли мы ее добиться?
- Что такое индивидуальное сознание?
- Что такое общественное сознание?
- Какова их сущность?
Вернемся к кластеру и дополним схему теми знаниями, которые получили на уроке.
Слайд  № 11
V. Домашнее задание:
§ 26, стр. 269 – 274. Выполнить задание части C8. Составить план
развернутого ответа по теме: 
1. Индивидуальное сознание.
2. Общественное сознание.
VI. Выставление отметок учащимся, активно работавшим на уроке.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Administrator (07.04.2014)
Просмотров: 4224 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта