Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача увеличения количества людей, охваченных общим образованием. Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач.
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная, математическая, финансовая, цифровая) даже при наличии достаточного уровня образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным, уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в быстро меняющемся мире.
Электронный банк заданий по читательской грамотности
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/chit-gram/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
По математической грамотности
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/mat-gram/
https://gimnazia133.my1.ru/FG/Bank_zadanii/matematicheskaja_gramotnost.doc
По естественно-научной
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/estesv-gram/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Глобальные компетенции
https://ipk74.ru/virtualcab/func-gram/global-kompeten/metod-portfel/news/elektronnye-resursy-po-napravleniyu-globalnye-kompetentsii/
ДОКУМЕНТЫ:
Банк данных учителей, реализующих курс по функциональной грамотности.
План, направленный на формирование ФГ на 2022-2023 уч.г.
Приказ об утверждении плана мероприятий по ФГ
Региональный_отчет_Оценка_по_модели_PISA_2021
Индивидуальные результаты МБОУ Лицей 35. Оценка по модели PISA 2021
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Приказ О создании рабочей группы по формированию и развитию функциональной грамотности обучающихся от 02.12.2021 г. № 629
- Приказ Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся от 27.09.2021 г. № 520
- Приказ Об утверждении доработанного плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся от 30.12.2021 г. № 679
- Приказ КО об организации работы по повышению функциональной грамоты
- приложения к приказу КО
- Приказ Министерства образования РА об организации работы по повышению функциональной грамотности
- План мероприятий КО 2021-2022 ФГ
- Приказ Министерства образования РА об утверждении регионального плана мероприятий
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
Естественнонаучная грамотность: создание условий для формирования и оценивания
- Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности:
- Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы:
- вход для учителей и экспертов для создания мероприятия РЭШ
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
- статья для учителей «Что такое функциональная грамотность и как её оценивать?» https://mcko.ru/articles/2622
- Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/%D0%A7%D0%A2_5_2020_%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F.pdf
- Банк заданий по ФГ издательства «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/
ДЛЯ УЧЕНИКОВ:
Естественнонаучная грамотность: создание условий для формирования и оценивания
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности - http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» https://id.prosv.ru/signin
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по читательской грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по математической грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Что значить "быть грамотным" в XXI веке? В современных условиях перед каждым ребенком стоит задача научиться-учиться, а перед учителем сформировать умение учиться. Поэтому и в урочной и во внеурочной деятельности формируется функциональная грамотность: читательская грамотность, математическая грамотность, информационная грамотность, креативная грамотность, естественнонаучная грамотность.
Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга (в 2021 году – 4, 8 классы).
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ https://fg.resh.edu.ru/
- Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотности - http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение» https://id.prosv.ru/signin
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по читательской грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по математической грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/