Долго думала Сара Рамазановна, кл.руководитель 2 «А» класса,какой сделать необычный подарок для ветерана на День Победы. И пришла к мысли написать поздравления с 9 Мая и сложить его в виде полевого письма.
Со своими учениками было сделано несколько вариантов полевых писем.
Для начала необходимо было разыскать в сети информацию о таких письмах, схемы складывания и настоящие архивы военных лет, для того, чтобы побольше узнать о фронтовых треугольниках. Процесс закипел и затянулся, так как захотелось сделать подарок для ветерана с чувством и с любовью.
Итак, первым, что необходимо было рассказать учащимся – это важность письма военных лет. В период войны существовала полевая почта и была она для всех бесплатной. Проблема существовала только в обычном листе бумаги (одинарном или двойном листе из тетради), чернильной ручке (карандаше), скорости и надёжности (война всё-таки) передачи солдатского треугольника его родным.
Полевое письмо писали химическим карандашом, смоченным слюной, на колене, на пне, на подручных вещах. Текст был трогательным, так как мог писаться в последний раз. И писался от души и с новостью, что у солдата всё в порядке, что он ЖИВОЙ. У многих проявлялся талант писателя и слова лились в прозе и стихах.
И так как была нехватка в листах, то текст составлялся мелким почерком и на всей поверхности, кроме места, где необходимо было заполнять адрес получателя, отправителя и оборотной стороны этого треугольника. А они определялись только после складывания по несложной схеме. Заклеивать полевое письмо запрещалось для того, чтобы оно было доступно военным цензорам.
Солдатский треугольник мечтал получить каждый, а вот конвертов с письмом люди боялись, так как в них присылались похоронки. И никто не хотел быть почтальоном, потому что необходимо было приносить людям и хорошие и плохие вести.
Год 41-й…
Стали тоньше нервы…
Она прошла лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
Ей кажется невыносимой ноша:
Сейчас ведь зарыдают пять детей,
Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!”
Когда ж девчушка “треугольничек” вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!”
Ребята посетили нашу лицейскую библиотеку, где хранятся настоящие солдатские письма с фронтов Великой Отечественной. Их писал дед и отец Наталии Александровны, нашего школьного бибиотекаря. Сюда приносят свои реликвии многие ученики, родители и просто хорошие люди, чтобы наши дети смогли прикоснуться к далекому прошлому и знать, какой ценой досталась Победа.
Почту деда в пакете
с пожелтевшей тесьмой
прочитаю я детям…
И в письме за письмом
мы услышим звучанье
затаённой струны
в треугольниках-чайках
незнакомой войны.
На праздник Победы ученики 2 «А» класса решили взять полевые письма и открытки, сделанные своими руками, чтобы передать частичку своей благодарности ветеранам за мир, в котором мы живём.
|